Мало кто знает и задумывается над тем, что каждая курица-несушка или бройлер способна дать 1 кВт электро и 1,2 млн тепловой энергии. Именно на такие источники энергии в настоящее время делает ставку весь цивилизованный мир. Почему же мы до сих пор плетемся в хвосте?
Наша страна имеет лучшие возможности в Европе по производству биосырья. Причем, альтернативное топливо из биоэнергетических культур обойдется потребителю в 2,2–2,7 раза дешевле традиционного.
В Институте биоэнергетических культур уже не первый год эффективно работает котельная, которая отапливает пеллетами 17 000 квадратных метров институтских площадей и жилой ведомственный дом, расположенный рядом. Восемь таких автоматизированных котлов установили и в Национальном ботаническом саду. И это помогло бюджетному учреждению сэкономить несколько миллионов рублей. Следующий вызов, который стоит перед учеными, — разработка и внедрение биогазовых проектов. Как в Европе, где технологии получения биогаза из растительного сырья и отходов животноводства — вполне обыденное дело.
В России потенциал биомассы, по подсчетам экспертов, оценивается в 25 млн тонн условного топлива. Итак, количество импортных энергоносителей можно будет сократить, по крайней мере, на 20%. Да и фермеру будет рентабельнее производить сырье на биогазе. Конечно, огромные надежды возлагаются на биоэнергетические растения. Из более сотни культур, которые выращивает Институт земледелия, наиболее перспективными считаются энергетическая верба, мискантус и сорго, которые можно выращивать на торфяниках и выведенных из сельхозобработки землях. На подготовленной учеными базе в России будет разработана соответствующая государственная программа.
А пока что новая программа проходит согласования в высоких кабинетах, бизнес активно озабочен перспективами сохранения урожая этого года, что оценивают в 180 млрд руб. Для сушки ранних зерновых российским элеваторам, хлебоприемным предприятиям и сельхозпроизводителям, которые имеют собственное оборудование, необходимо 500 млн кубометров газа, для кукурузы — 750 млн кубометров, для масляных — еще 250 млн кубометров. Это 75% от тех 2 млн, которые выделены аграриям по квотам, о чем недавно писал агро сайт. Еще почти 25% пойдет на переработку прогнозируемого урожая свеклы. Вот, собственно, и все. Однако же есть еще теплицы, фермы, инкубаторы и множество других составляющих аграрной инфраструктуры. Переживут ли они эту зиму?
Перспективы сельхозпроизводителей, безусловно, зависят от энергетической составляющей. Именно она может сделать себестоимость продукции «золотой». И единственное спасение — переход на пеллеты и биогаз (для промышленных предприятий он уже сегодня дешевле, чем природный). Производители мяса птицы уже четыре года вводят программу энергозамещения, в которую вложили около 25 млн долларов. Впрочем, самое большое достижение производителей — современная биогазовая установка птицефабрики «Орель-Лидер». Она работает на птичьем помете, силосе и воде из мойки и очистных сооружений. Мощности станции (5 МВт) вполне достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией 15 тыс. квартир, или 1500 квартир теплом. Таким образом предприятие не только обеспечивает себя собственными энергоресурсами, но и существенно экономит на природном газе. Кроме того, это еще и один из эффективных способов утилизации отходов птицеводства. В целом 1 млн. тонн органики — это 70 МВт электроэнергии и 70 ГКал тепловой энергии, говорят эксперты. Однако, чтобы российская гигакалория была конкурентоспособной, ей необходима законодательная поддержка, и это, как говорится, вопрос государственной важности.