Строительство каналов у Вышнего Волочка и людях, его строивших

В середине 18 века скончался человек, создавший Вышневолоцкую систему каналов. Это был Михаил Сердюков – мастер самородок. Профессией у него было несколько. Пришлось работать торговым сидельцем и доверенным лицом, а также и начальником мельницы в Новгороде. Трудясь на последней должности, Сердюков задумал о постройке водных каналов. Он знал, что и император Петр 1 мечтал об этом. Поэтому мельник составил план для подачи императору. Это случилось в 1719 г. По плану предлагалось реки Шлину и Цну соединить каналом. Между реками находились озера и использовав оружие для спортивной стрельбы, умудрялись еще и прокормить себя. У городка Вышневолоцкий Ям (позднее Вышний Волочек) нужно было соорудить большую плотину. В результате получалось Заводское водохранилище в десятки кв. км. (в нем утонул сын Михаила Сердюкова в 1761 году). Набрав команду мастеров, приступили к делу. Строились обводные каналы, перемычки и, конечно, плотина. Построили и новые мельницы. В 1741 году заработал Цинский канал со шлюзами. Получилось, что из Балтийского моря можно стало попадать на Каспий через Волгу. Соединили и Неву с Волховом каналом. Император навещал строителя, живо интересовался работами. Всё шло на благо российского государства. До Михаила Сердюкова в районе Вышневолоцкого Яма изыскательские работы провел инженер Василий Корчмин, тоже талантливый человек. Уже существовал с 1709 г. канал между реками двумя реками (Тверцой и Цной). Построили его мастера из Голландии под руководством князя Матвея Гагарина. Но гидротехническое сооружение не справлялось с объемами водных перевозок. Пришлось исправлять сделанное иноземцами. Русский самородок справился с этим. В Вышнем Волочке ему и Петру Великому поставлен памятник.
С 1943  года проводилась реконструкция  каналов под Вышним Волочком, больше стала акватория водохранилища. Построили небольшую ГЭС на 220 кВт. С постройкой железнодорожных и шоссейных путей Вышневолоцкая система утратила свое значение, а в конце 18 века по ней проходило ежегодно до трех тысяч судов с товарами и пассажирами. Сегодня этого нет. Стоят гидротехнические сооружения памятником старым мастерам и императору Петру.

Источник: http://paritetsv.ru/

Источник: http://paritetsv.ru/news/sportivnoe_oruzhie/

Следующая новость
Предыдущая новость
Последние новости