Златоуст — город (с 1865) в России, областного подчинения в Челябинской области.
Город расположен в европейской части России, на реке Ай (бассейн Камы), в 110 км к западу от областного центра г. Челябинска (160 км по железнодорожной линии) и в 1750 км к востоку от Москвы (1941 км по железной дороге). Через город проходит Южно-Уральская железная дорога, рядом с городом проходит автодорога М-5.
В пределах городской черты Златоуст занимает 118,2 км кв, протяжённость с юга на север — 15,4 км, с запада на восток — 10,4 км. Златоуст один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы расположены на высоте 400—600 м от уровня моря. Рядом с городом, к востоку от него, проходит граница раздела частей света Европа и Азия.
Население 172 318 человек (2013). По переписи 1989 года — 78 национальностей (85,4 % — русские; 6,7 % — татары; 2,9 % — башкиры).
До 1917 года в административное подчинение города Златоуста входило русское село Месягутово, ныне входящее в состав Башкирии.
Административное деление
В состав муниципального образования «Город Златоуст» входят город областного подчинения Златоуст и 10 сельских населённых пунктов (сёла Веселовка и Куваши, поселки Плотинка, Дальний, Салган, Тайнак, Тундуш, Центральный, Южный, Таганай).
История Златоуста
Златоуст был основан в 1754 г. (середина XVIII века) одновременно с железоделательным заводом и назван в честь святого Иоанна Златоуста. 11 ноября 1751 года тульскими промышленниками И. П. Мосоловым и В. М. Мосоловым в Оренбургской губернской канцелярии заключен контракт на строительство железоделательного завода на речках Сатка и Куваш. Тщательнее изучив предполагаемое место строительства, Мосоловы решили строить новый завод несколько восточнее - на реке Ай, в устье реки Тесьмы. В указе Берг-коллегии от 31 августа 1754 г. сказано, что по контракту 1751 г. завод «велено переименовать и писать Златоустовским». Таким образом, название завод получил ещё задолго до начала строительства. Нет сомнений, что завод назван во имя византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста (около 350—407). По мнению краеведов, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи, основателя завода, предпринимателя Мосолова. Златоустовский завод вступил в строй 14 августа 1761 г., когда была задута первая домна. С этого дня история города связана с металлом и его обработкой. Зарождению златоустовской качественной металлургии способствовала исключительная чистота местных руд.
В 1769 году завод перешел в руки нового владельца - крупного российского купца и промышленника Л. И. Лугинина. В ходе крестьянского восстания Е. И. Пугачева завод и поселок при нем были почти полностью разрушены. К концу 1780-х годов Лугинин не только восстановил Златоустовский завод, но и построил вновь Миасский, Кусинский и Артинский заводы, которые вместе с приобретенным им ранее Саткинским заводом составили обширные владения на Южном Урале.
После смерти Л. И. Лугинина его уральские заводы перешли к московскому купцу А. А. Кнауфу, а позднее, 3 октября 1811 года, решением Государственного Совета "обращены в Казенное управление". Был образован Златоустовский казенный горный округ в составе Златоустовского (главного), Саткинского, Кусинского и Артинского заводов (в 1815 в состав округа вошел и Миасский завод). Округ стал одним из крупнейших горных округов Урала, а Златоуст быстро превратился в крупный промышленный центр (значительная доля производства - военная продукция: холодное оружие, производимое на созданной 16.12.1815 Оружейной фабрике, артиллерийские снаряды Златоустовского завода).
С Оружейной фабрикой связано возникновение самобытного искусства златоустовской гравюры на стали. Для работы на фабрике из Золингена и Клингенталя были приглашены немецкие мастера-оружейники, в т. ч. известный мастер по украшению клинков - Вильгельм Шаф с сыновьями. Однако вскоре златоустовские ученики Шафов - Иван Бушуев, Иван Бояршинов и многие другие - сумели создать свой самобытный стиль декорирования оружия, заложив основы уникального вида декоративно-прикладного искусства - златоустовской гравюры на стали.
В 1817 - 1847 гг. в Златоусте жил работал великий русский металлург Павел Петрович Аносов, открывший тайну булатной стали. Более полутора десятилетий он был горным начальником Златоустовских заводов, многое сделав для усовершенствования производства. Благодаря Аносову Златоуст с середины XIX века становится признанным российским центром качественной металлургии, где разрабатываются и внедряются многие новинки в этой области. К этому же времени Златоуст, не имея еще официального статуса города, т. е. формально оставаясь заводским поселком, выдвигается в ряд крупнейших населенных пунктов Урала. Так, в 1850 году он на пятом месте по населению после Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Перми и Тюмени, оставляя позади себя даже губернский Оренбург. Не будет преувеличением сказать, что Златоуст занял на Южном Урале то же место, что и Екатеринбург на Среднем Урале, став промышленным и культурным центром всего Южноуралья.
На протяжении XIX века Златоуст на Южном Урале был своеобразной Меккой для геологов - здесь вели исследования крупнейшие российские и зарубежные ученые П. С. Паллас, А. Гумбольдт, Р. И. Мурчисон, Э. К. Гофман, И. В. Мушкетов, А. П. Карпинский.
Продолжателем традиций П. П. Аносова стал инженер П. М. Обухов, стараниями которого в Златоусте а 1860 году отлита первая русская стальная пушка, выдержавшая при испытаниях более 4000 выстрелов и получившая на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году золотую медаль.
31 мая 1865 года Златоуст получил официальный статус города и стал центром Златоустовского уезда Уфимской губернии. К концу XIX века развитие города стало сдерживаться из-за отсутствия надежных транспортных связей с центральной Россией - продукция заводов сплавлялась как и век назад по Аю. С 08.09.1890 началось регулярное движение по вновь построенной Самаро-Златоустовской железной дороге. Это стало своеобразным вторым рождением для Златоуста - его население с 1897 по 1917 год увеличилось вдвое.
В конце XIX - начале XX вв. Златоуст был одним из крупных центров революционного движения на Урале.
В мае 1898 года в некоторых цехах Златоустовского завода впервые на Урале был установлен восьмичасовой рабочий день. В историю России вошли события 13 марта 1903 года, когда на главной площади Златоуста были расстреляны участники стачки на Златоустовском заводе.
В декабре 1917 г. в городе была установлена советская власть (в Златоустовском уезде советская власть установлена позднее - в марте 1918 года). 27.05.1918 г. в выемке близ ст. Златоуст произошло вооруженное столкновение белочехов, пытавшихся захватить город, с местными красногвардейцами - первое сражение гражданской войны на Южном Урале (город был оставлен частями Красной Армии позднее - в июле 1918 года). В ходе Златоустовской операции 13.07.1919 Златоуст был освобождeн от белых частями 5-й армии Восточного фронта.
С середины 1920-х годов в городе ведeтся широкое промышленное и гражданское строительство. В 1929 году пущена в строй городская больница - самое крупное лечебное учреждение в этот период на Урале.
Продолжалось развитие Златоуста как центра качественной металлургии. В 1931 году на Златоустовском металлургическом заводе (выделился в самостоятельное предприятие из главного завода в 1925 году) впервые в СССР выплавлена шарикоподшипниковая сталь, а в декабре 1934 года вошел в строй действующих мощный блюминг - третий в СССР.
В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. приняло участие более 30 тыс. златоустовцев, более 9 тысяч из них не вернулось с полей сражений. За годы войны предприятия города произвели: 1,58 млн. тонн стали; 1,4 млн. тонн проката; 13,8 млн. корпусов снарядов и мин; 109,5 тыс. пулеметов различных марок; 41,8 тыс. авиационных пушек; 292,3 тыс. часов для танков, самолетов и ВМФ. О важности Златоуста в деле производства военной продукции говорит тот факт, что по директиве N 21, принятой руководством фашистской, Германии 18.12.1940 (план "Барбаросса"), после выхода на линию Волга - Архангельск предполагались бомбардировки промышленных центров Урала - Нижнего Тагила, Свердловска, Златоуста и Магнитогорска.
В послевоенные годы Златоуст развивался как центр качественной металлургии и машиностроения, город значительно вырос, его население увеличилось вдвое. Появились новые промышленные предприятия - швейная фабрика, часовой завод, в 1958 году вошла в строй первая на Южном Урале высоковольтная подстанция напряжением 400 кВ (позднее 500 кВ).