Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max

Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max

У Apple уже вошло в привычку показывать новый iPhone и одновременно с ним презентовать новую фотофичу, которая выйдет “позже в этом году”. Так было и с портретным режимом, и с режимом повышенной чёткости Deep Fusion, и, наконец, с возможностью сохранять фотографии в формате ProRAW. По последней и пойдёт речь. Она уже доступна в iOS 14.3 Developer Beta, которая стоит на моём iPhone 12 Pro Max.

Настройки -> Камера -> Форматы

Что такое RAW?

Прежде чем мы перейдём к самим фотографиям, вот небольшое введение для тех, кто не в курсе, что такое ProRAW и вообще “съемка в RAW”.

Когда мы фотографируем на цифровую камеру, вся информация о свете, попавшем на сенсор, обрабатывается и сохраняется во внутреннюю память (или на внешнюю карточку памяти). Чтобы изображений в память поместилось больше, информация о свете “сжимается” каким-нибудь алгоритмом, и в итоге сохраняется уже не “сырой” свет, а сжатый (чаще всего в формат JPG). Картинки JPG – классные: весят мало, открываются быстро и сохраняют ровно то, что мы сфотографировали. И вот тут появляется проблема – сфотографировали-то мы может быть и то, но вот видели мы совсем другое.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Как сняли кривые руки
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Как это выглядело на самом деле

Получилось у нас небо засвеченное или земля затемнённая – всё, придётся жить с этим. Ошиблись с балансом белого – придётся страдать. Преимущества JPG оборачиваются недостатками – маленький файл, значит мало данных, значит ничего уже не восстановишь из пострадавших областей.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Оригинальный JPG-файл
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Поиграл с цветами – проиграл

Вот если бы у нас был файл с сохранённым “сырым” светом – вот как камера поймала, вот так и записала – тогда был бы другой разговор. Мы бы не были ограничены ничем – только сенсором камеры. И формат такой есть – формат RAW (от англ. raw – сырой). Читается это “роу”, но часто говорят “рав”, а файлы в формате RAW называют “равки”.

Можно сказать, что JPG – это, например, стейк, шницель или котлета. Одно из другого уже не приготовишь, да и приготовить могут не так, как вам нравится. А RAW – это кусок сырого мяса, из которого можно приготовить что угодно и по рецепту, который нравится именно вам. Сравнение с мясными блюдами можно продолжить: стейк вам принесут, бери и ешь, а вот на сырое мясо нужно потратить время, да и вряд ли с первого раза получится, как у шеф-повара из любимого ресторана. Из-за того, что я почти всё снимаю в RAW (на фотоаппарат), готовые фотографии из отпуска я показываю через две-три недели после самого отпуска, потому что на обработку уходит много времени. Так что, подумайте, нужно ли оно вам.

Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
Capture One Pro – редактор RAW-фотографий

RAW и ProRAW – в чём принципиальная разница?

Я использую RAW, когда снимаю именно на фотоаппарат. Это как страховка: если я ошибся с настройками при съемке, и вместо облаков я получил выбеленное небо – есть вероятность, что я смогу его восстановить при редактировании RAW-файла.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Ошибся с экспозицией
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Исправил без потерь

Но физику не обманешь. Если снимать солнце или любой другой прямой источник света, то чаще всего он сохранится как белое пятно. И никакой другой информации в файле RAW не будет – сколько б вы не понижали яркость – будет белое пятно. Это проблема номер раз.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Оригинальный RAW-файл
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Уменьшил засвет
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Минимальная яркость

Или другой пример: мы наоборот, снимаем тёмную (недоэкспонированную) фотографию, чтобы сохранить небо, но из-за этого земля у нас – чёрное пятно. И если мы поднимем яркость темных участков – внезапно может появиться шум. Он там всегда был, но его не было видно. Это как если выключить свет в комнате с беспорядком – выключил и вроде как нет его. Это проблема номер два.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Оригинальный RAW-файл
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Тени не вытянуть – шумно

Обе проблемы из-за того, что в обычных цифровых фотоаппаратах нет никаких Deep Fusion, HDR и прочих новомодных штук. Сфотографировал один кадр – получил один кадр.

iPhone, наоборот, умеет снимать кучу фотографий в секунду, причем с разными настройками. И он это начинает делать едва вы запустили приложение камеры. Снимает без перерыва и складывает себе в оперативную память. Как память заполняется, старые данные удаляются, и на их место приходят новые снимки – как очередь в магазине. Нажатие на кнопку спуска просто останавливает этот момент. Вся информация о кадре у смартфона уже есть, и он начинает клеить аппликации – вырезать удачные куски из одной фотографии и совмещать с удачными кусками другой: выбеленное небо – выкинуть, небо с облаками – оставить, чёрную землю – долой, светлую землю – оставить. Сверху еще deep fusion, чтоб всё было чётче, и готово. Получился отличный красивый JPG.

Но если мы сфотографируем на iPhone в RAW (это могут сторонние приложения, например, ProCam, Pro Camera или Halide) – магия пропадает. Потому что принцип RAW – это “сырой свет с матрицы – прямиком в файл”. И мы получаем те же проблемы, что и в больших фотоаппаратах.

Но постойте-ка. iPhone умеет снимать кучу фотографий с разными настройками? Да. И умеет склеивать удачные кусочки в одну фотографию? Да. Так почему бы нам не склеить удачные кусочки не в сжатом формате, а в “сыром”, с матрицы камеры?!

Вот так и получается ProRAW – технически это действительно “сырой свет с матрицы – прямиком в файл”. Просто этот свет – из разных файлов.

И что, правда всё работает?

Меня сложно удивить, но тут я был, мягко говоря, поражён. Во-первых, все алгоритмы, которые раньше применялись только к JPG, работают и здесь. Вот, например, Deep Fusion во всей красе.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    RAW-файл с iPhone 11 Pro
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    ProRAW-файл с iPhone 12 Pro Max
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    RAW-файл с iPhone 11 Pro
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    ProRAW-файл с iPhone 12 Pro Max

Ночной режим тоже здесь – поразительно, что это несжатый формат, с которым можно дальше работать.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    RAW-файл с iPhone 11 Pro
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    ProRAW-файл с iPhone 12 Pro Max
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Отредактированный ProRAW

Из “плоской” HDR-фотографии можно сделать жанровый снимок, где роль играют именно тени.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    ProRAW-файл с iPhone 12 Pro Max
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Отредактированный ProRAW

Либо наоборот, из обычной фотографии можно сделать HDR снимок (информации о свете теперь предостаточно): засветы можно сделать чуть темнее и вернуть детали на небе, а тени, напротив, можно сделать светлее. И в тенях не будет шума! Именно отсутствие шума – для меня главная победа.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    ProRAW-файл с iPhone 12 Pro Max
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    Отредактированный ProRAW
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    RAW-файл с iPhone 11 Pro (кроп)
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
    ProRAW-файл с iPhone 12 Pro Max (кроп)

Единственный режим, который не работает в ProRaw – это портреты. Это логично, потому что там технически участвуют две матрицы.

Нужен ли ProRAW вам?

По своему опыту скажу, что RAW нужен в четырёх сценариях:

  • если вы боитесь накосячить с настройками камеры;
  • если вы снимаете что-то в моменте и на настройку нет времени;
  • если вам нужен максимально несжатый файл изображения;
  • если вы любите сами редактировать фотографии, подгоняя цвета друг к другу.

Если мне нужны качественные снимки – я обычно снимаю на большой фотоаппарат в RAW. Там больше сенсор, больше информации в RAW и он неплохо справляется с ночной фотографией (если не косячить с настройками, конечно).

До ProRAW я снимал на iPhone исключительно в JPG. Не было смысла отказываться от всех улучшайзеров ради того RAW, что предлагал сенсор iPhone 11 Pro. Но теперь я, пожалуй, перейду на ProRAW.

Немного советов напоследок

Если собрались покупать iPhone 12 Pro / Pro Max ради ProRAW, имейте в виду, что там где JPG занимает 3-5Мб, RAW-файл будет занимать 10-15Мб (Apple пишет, что до 25Мб!). Так что к выбору объема памяти подходите с умом.

Если у вас уже доступен ProRAW, то обратите внимание вот на эту настройку:

Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
Настройки -> Камера -> Сохранение настроек

Если вы хотите, чтобы ProRAW был всегда в том же состоянии, как когда вы закрыли приложение камеры (включён или выключен), то нажмите этот переключатель.

Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max

Кроме того, если SmartHDR у вас был выключен в настройках, то он у вас отображался наверху в приложении камеры. Кнопка ProRaw его заменит, но не пугайтесь, сам HDR можно будет включить в настройках снизу.

  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max
  • Apple ProRAW на примере iPhone 12 Pro Max

Из приложений для работы с RAW могу посоветовать DarkRoom и RAW Power под iOS. Но пока что ни один RAW-редактор на iOS не приблизился к возможностями и удобству Capture One Pro для macOS и Windows. Даже Lightroom не умеет так деликатно править RAW, как Capture One. Но это уже другая история.

Бонус: Примеры RAW-файлов iPhone 11 Pro и ProRAW-файлов iPhone 12 Pro Max

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость
Последние новости