Ну то же, сегодня началась новая эра в мире игровых видеокарт, так как Nvidia представила адаптеры линейки Ampere, и из названия вы уже могли понять, что на этот раз у компании получилось.
Nvidia на данный момент доминирует на рынке дискретных 3D-карт, и ситуация эта длится уже достаточно давно. Несколько поколений подряд адаптеры Nvidia радовали очередным внушительным приростом производительности, но с выходом карт Turing, как многим показалось, что-то в этом алгоритме сломалось. Карты стали намного дороже, предшественниц, и в итоге соотношение цены и производительности в целом осталось практически неизменным. На момент выхода новинок было выгоднее купить уже изрядно подешевевшие модели GTX 1000, чем новые RTX 2000.
Сегодня Nvidia показала, что в прошлый раз такая ситуация сложилась не просто так — это было переходное поколение с множеством новых технологий, которые и «забрали на себя» львиную долю улучшений и потянули рост цен. Линейка RTX 3000 вернула в работу старый «алгоритм»: стало намного лучше при тех же ценах. Не совсем, но обо всём по порядку.
Итак, сегодня представили три видеокарты: GeForce RTX 3070, которая появится в продаже в октябре, RTX 3080, которая стартует уже 17 сентября, и RTX 3090, которая выйдет 24 сентября.
И тут сразу стоит оговорить важную вещь, которая может серьёзно повлиять на восприятие линейки. Флагман линейки — RTX 3080, а не RTX 3090. Нет, первая не быстрее второй, просто именно RTX 3080 позиционируется, как замена RTX 2080 (заодно и 2080 Ti), а RTX 3090 — это фактически замена Titan. Чтобы не было недоразумений, это именно Nvidia называет RTX 3080 флагманом новой линейки. Да, в этом поколении, судя по всему, новой карты Titan не будет — вместо неё RTX 3090. Поэтому она очень дорогая, и может показаться, что новая линейка стала ещё дороже, чем прошлая, хотя по факту карты подешевели. Скорее всего, позже выйдет RTX 3080 Ti, которая займёт нишу между RTX 3080 и RTX 3090, и вот как раз она-то и будет прямым преемником RTX 2080 Ti.
Что же там по параметрам? Вот они.
Параметры | GeForce RTX 3070 | GeForce RTX 3080 | GeForce RTX 3090 |
Ядер CUDA | 5888 | 8704 | 10 496 |
Частоты, ГГц | 1,5-1,73 | 1,44-1,71 | 1,4-1,7 |
Памяти, ГБ | 8 GDDR6 | 10 GDDR6X | 24 GDDR6X |
Шина | 256 | 320 | 384 |
TDP, Вт | 220 | 320 | 350 |
Габариты, мм | 242 x 112 | 285 х 112 | 313 х 138 |
Цена, долл. | 500 | 700 | 1400 |
Это те параметры, которые указаны на сайте Nvidia. Само собой, это далеко не всё. Нет данных о количестве ядер RT, тензорных ядер, текстурных блоков и блоков ROP, нет частот памяти и ряда других параметров. Я лишь скажу, что память у RTX 3090 и RTX 3080 работает на частоте 19,5 и 19 ГГц соответственно, так как это есть во всех источниках. Ну и можно привести производительность, так как она просто высчитывается по определённой формуле, а все переменные мы знаем. Выходит, что у RTX 3090 это 35,7 TFLOPS, у RTX 3080 — 29,7 TFLOPS, у RTX 3070 — 20,4 TFLOPS. Это очень много. Для сравнения, у RTX 2080 Ti показатель равен 13,45 TFLOPS! То есть RTX 3070 за 500 долларов по сухим показателям более чем в полтора раза мощнее RTX 2080 Ti, которая стартовала с 1200 долларов за Founders Edition!
Но тут не всё так просто. Начнём с того, что сама Nvidia обещает, что RTX 3070 действительно будет быстрее RTX 2080 Ti, но на приводимом компанией графике карты примерно на одном уровне. Впрочем, даже если они действительно примерно равны, это всё равно какой-то подарок от Nvidia. Будто на дворе вовсе не 2020 год.
Откуда же такая разница между «сухой» производительностью в TFLOPS и реальной? К сожалению, Nvidia пока не раскрыла подробностей об архитектуре, а обзоров карты с этими данными ещё нет, но кое-что понятно и так. Дело в том, что совершенно все утечки, слухи и даже фактически официальные сторонние данные до сегодняшнего дня утверждали, что у карт будет иное количество ядер CUDA. Если точнее, вдвое меньшее. Я не знаю, почему даже на некоторых слайдах производителей видеокарт были указаны эти данные, но смело могу предположить, откуда растут ноги.
Если мы посмотрим на архитектуру Turing, то увидим, что GPU состоит из мультипроцессоров, объединённых в кластеры GPC. И каждый такой мультипроцессор содержит по 64 ядра CUDA. В архитектуре Ampere, видимо, каждый мультипроцессор содержит по 128 ядер CUDA. И, вероятно, в Сеть изначально утекли данные именно о количестве этих мультипроцессоров, и все просто умножили эти числа на 64, получив предположительное количество ядер CUDA. Правда, это не объясняет, откуда ошибочные данные у производителей видеокарт, но тут тоже можно придумать немало объяснений.
Так вот, возвращаясь к объяснению разницы между TFLOPS и реальной производительностью в играх, первый показатель рассчитывается по формуле, в которой учитывается количество ядер и частота. В данном случае у нас вдвое большее, чем «должно было быть», количество ядер CUDA — отсюда и дикие показатели в TFLOPS. Но в реальных задачах, и в играх в первую очередь, само по себе количество ядер CUDA — далеко не единственный показатель, влияющий на производительность.
К слову, чтобы более наглядно продемонстрировать «сухую» мощь RTX 3090, её можно сравнить с монструозным GPU GA100 на той же архитектуре Ampere. GPU RTX 3090 (GA102, судя по всему) содержит 10 496 ядер CUDA, а GA100 — «всего» 8192. При этом производительность (FP32) первой достигает 35,7 TFLOPS, а у второй — «всего» 19,5 TFLOPS. Но вот только GA102 при всех этих впечатляющих цифрах состоит из 28 млрд транзисторов, у GA100 — из 54 млрд! И это при том, что у последнего вообще нет ядер RT. То есть не всегда стоит сравнивать видеокарты исключительно по показателям в TFLOPS.
В реальности Nvidia обещает, что RTX 3070 будет чуть быстрее RTX 2080 Ti, а RTX 3080 опередит RTX 2080 вдвое. То есть будет быстрее RTX 2080 Ti минимум в полтора раза, и при цене в 700 долларов это впечатляет. Что там с монструозной RTX 3090, неясно, но она должна быть быстрее RTX 3080 ещё на 20-30%.
Также Nvidia сильно подтянула производительность трассировки лучей. Теперь нам обещают, что RTX 3070 с активированным RTX обойдёт GTX 1080 Ti (без RTX), а RTX 3080 справится с трассировкой лучей даже в 4K/60fps. Ну а RTX 3090 и вовсе якобы первый графический адаптер для игр в 8K, но тут нужно будет посмотреть.
Возвращаемся к видеокартам. Эталонные RTX 3090 и RTX 3080, как по мне, это прям шедевр инженерного искусства. Точнее, в большей степени их охладители, хотя там и печатные платы крайне занятные. К сожалению, никаких даже косвенных намёков на то, что ядра RT выделены в отдельный сопроцессор, как утверждали некоторые слухи, нет. Вероятно, ничего такого в итоге у карт нет.
Также новинки поддерживают PCIe 4.0, HDMI 2.1, у них есть аппаратный декодер AV1, они получили новый 12-контактный разъём питания, у них нет порта USB-C, а их GPU производятся по техпроцессу 8 нм на мощностях Samsung.
Подытоживая, у Nvidia получились просто шикарные карты. Не воспринимайте RTX 3090, как замену RTX 2080 Ti, и тогда у вас будет правильное восприятие линейки. Ещё раз, за 500 долларов вы получаете примерный аналог RTX 2080 Ti! А добавив ещё 200 баксов вы получите ещё процентов 50% сверху. И это цены эталонных карт, а ведь могут быть и более доступные нереференсные. Которые, к слову, выходят на рынок примерно в одно время с рефами — производители уже начали представлять свои варианты.
На всём этом фоне мне очень интересно, какие цены сложатся на вторичном рынке на RTX 2070, 2080 и всякие Super/Ti, когда новые карты полноценно поступят в продажу и цены на них хоть немного устаканятся. А ещё мне очень жаль тех, кто недавно купил себе какую-нибудь новую карту GeForce за условные 800-1000 долларов.