Ну что, ребята, возможно, нас таки ждёт забавный период в жизни Интернета. Недавно я писал о скандальной «Директиве о копирайте».
Тогда сообщалось, что многие сторонники вдруг одумались, выразили готовность голосовать против, так что риск появления документа в его изначальном виде якобы стал минимальным. Оказалось, всё не так просто.
В той новости я описывал суть проблемы. Если кому лень идти по ссылке, вот цитата оттуда.
Суть в двух статьях этой директивы: одиннадцатой и тринадцатой. Одна из них представляет собой так называемый налог на ссылки. Суть этого пункта в том, что с ним закон позволил бы издателям и авторам требовать деньги у разных IT-гигантов вроде Google, Facebook и Twitter за цитирование своих материалов.
Причём использование заголовка — это тоже цитирование. Представляете себе последствия? Да, вы правильно поняли, не будет ничего. Просто потому, что буквально за любой материал с Google потенциально могли попросить денег. Даже за заголовок или какую-то картинку.
Вторая статья представляет собой «фильтр на загрузку». Подразумевается, что те же IT-гиганты должны были бы блокировать распространение авторских материалов. Проще говоря, забудьте о репостах и прочем подобном. А YouTube и вовсе можно было бы закрывать. Ну это я преувеличиваю, конечно, но он бы изменился до неузнаваемости.
Теперь далее. Сама директива — это очень большой документ, касающийся авторских прав и прочего. Это документ Евросоюза, так что и работать он будет в ЕС, то есть нас формально не затронет, но ЕС — это весьма большой регион, так что последствия явно будут глобальными.
Директиву примут в любом случае, вопрос лишь в том, в каком виде. Собственно, вот те две статьи — одиннадцатая и тринадцатая — как раз и являются спорными. Причём они настолько странные, что, когда начинаешь представлять, как будет выглядеть Интернет в ЕС с такими законами, не веришь в то, что ТАКОЕ могут принять в Европе в 2019 году. Но, видимо, могут.
Тогда в январе должно было состояться одно из голосований по проекту, но его вроде отменили, потому что стало ясно, что директива не наберёт нужного количества голосов. Тогда же заговорили о том, что раз многие лоббисты передумали, то и шансов у скандальных статей в их первоначальном виде нет. Не тут-то было. На днях состоялось ещё одно закрытое обсуждение, где директива без особых изменений набрала нужные голоса. Говорят, что переломным стало некое соглашение между Германией и Францией, которое проходило за закрытыми дверями. Да, закрытое соглашение в рамках закрытого обсуждения.
Кто там о чём договорился и на каких условиях, не представляю. Я вообще не представляю, насколько далёкими нужно быть от современных технологий, чтобы продвигать такое. Но ведь продвигают.
Если я правильно понял, впереди последний этап — голосование всего Европарламента в 700 с лишним человек. Если там документ не поддержат нужным количеством голосов, его отправят на доработку. Кричать сейчас, что всё уже решено, вряд ли стоит. Как мы уже убедились, три недели хватило, чтобы от «нет» перейти к «да».
Но если документ примут… учитывая те волнения, которые сейчас есть в ряде стран ЕС, включая ту же Францию, которая якобы вместе с Германией продавливает законопроект, боюсь, последствия быстро выйдут за пределы форумов на реальные улицы.