Помните знаменитое стихотворение Корнея Чуковского «Телефон», в котором пришлось вытаскивать из болота бегемота? Персонажи смогли бы выполнить эту работу без значительных усилий, если бы у них имелся автомобиль, оборудованный фаркопом.
Фаркоп или тягово-сцепное устройство – агрегат, предназначенный для перемещения легковых прицепов массой не выше 3500 кг. В состав фаркопа входит сцепной шар (устанавливается на кузов тягового автомобиля с помощью кронштейна); и сцепная головка (ее крепят на дышло прицепа).
Прицепом принято называть ТС, не оснащенное мотором. Прицеп передвигается в связке с авто. Промышленность выпускает тяжелые (масса свыше 750 кг) и легкие прицепы (масса до 750 кг). Транспортное средство обязательно оборудуют тормозами. При выборе ТСУ обязательно учитываются основные характеристики прицепа:
Буксировка прицепа возможна лишь в том случае, если в состав автомобиля входит сцепное устройство с розеткой для питания электрического оборудования прицепа. Кроме розетки, фаркоп оснащается блоком согласования электроприборов.
Важными параметрами оценки правильности использования фаркопа являются вертикальная и горизонтальная нагрузки. Вертикальной нагрузкой на фаркоп называют максимальное давление со стороны дышла прицепа на крюк фаркопа, которое не ухудшает маневровые качества автомобиля с прицепом.
Горизонтальной или тяговой нагрузкой на фаркоп принято называть массу прицепа, не мешающую управлению авто.
Горизонтальной нагрузкой ограничивается максимальный вес прицепа, вертикальной – вес грузовой платформы. Эти показатели необходимо тщательно соблюдать: они напрямую связаны с безопасностью на дороге. Нарушение нагрузки приведет к проблемам с торможением, не исключено опрокидывание автомобиля.
По своим параметрам сцепное устройство должно соответствовать характеристикам прицепа. Учитывается максимально допустимая нагрузка на ТСУ, снаряженная и полная масса прицепа. Эта информация содержится в руководстве по эксплуатации устройства. При выборе учитываются и характеристики дорожного полотна, по которому предстоит ездить автомобилю с прицепом. На грунтовой дороге нагрузки на оборудование значительно возрастают как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.
Относительно недавно в нашей стране внедорожники и грузовики оснащали ТСУ самого примитивного типа: буксировочным крюком, закрепляемым на дышле прицепа. Конструкция имела ряд существенных недостатков, главным из которых был люфт между крюком и дышлом. При начале движения и торможении нагрузки возрастали до неприемлемого уровня, что часто приводило к расцеплению автомобиля и прицепа. Фаркоп такого типа быстро ломался.
В современных фаркопах большинство недостатков устранены. Вот лишь некоторые из преимуществ современного ТСУ:
Установив сцепное устройство на автомобиль, автовладелец раз и навсегда решит проблему буксировки прицепа, убережет своего «железного коня» от возможных повреждений, сэкономит деньги.