Другая правда об Apple

Другая правда об Apple

Этот материал нам прислал на почту content@keddr.com один из подписчиков – Булат Камалов, с ником на сайте 800147. Спасибо ему за это, вы также можете присылать свои статьи для публикации на сайте на этот адрес.

Статья, которую вы читаете, рассказывает о продуктах компании Эппл, но предназначена она скорее для тех, кто никогда не сталкивался с этими самыми продуктами. Дело в том, что, если узнавать о них только из обзоров в интернете, то сложится впечатление, что главным недостатком продуктов Эппл является их цена. Ну а если вы можете себе позволить что-то с яблоком на корпусе, то это стоит делать в обязательном порядке, потому что эти гаджеты самые лучшие и во всём на голову превосходят конкурентов. Им приписывают и интуитивно-понятный интерфейс, с которым разберётся даже бабушка, и невероятную оптимизацию, которая позволяет старому компактному Макбуку превосходить по мощности новейшие громадины с топовым железом, и, конечно же, лучший в мире сервис, который всегда в первую очередь думает о клиенте. Но вот дело в том, что всё вышеописанное — не совсем правда. Ну а теперь, обо всём по-порядку.

Интуитивно понятный интерфейс?

В нашем мире уживаются и по какой-то странной причине не мешают друг-другу две вещи: слухи о том, что интерфейсы Эппл максимально понятные и разобраться в них можно просто подумав логически, и огромное число статей и видео типа «15/20/50 вещей, которых вы не знали о своём Макбуке/Айфоне/Айпаде». Странно, но мало кто замечает здесь противоречие. Зачастую, в таких материалах рассказывается о совсем базовых вещах, вроде того, как пользоваться многозадачностью или функцией 3d-touch. Связано это именно с тем, что людям часто не понятно, что делает эта полоска внизу экрана и почему Айфон реагирует по-разному на касания в одни и те же места. Жесты, 3d-touch, потряхивания телефона, смахивания и удержания — это то, с чем разобраться не так уж просто. Даже простое смахивание, например, письма в приложении почты на Айфоне, будет делать разные вещи в зависимости от того, вправо мы смахиваем или влево. Разницу эту предлагается выучить, причём отдельно для каждого приложения. Делается это для экономии места на экране. Вместо кнопки, которая всегда будет занимать место на экране — разные жесты, которые надо выучить и сэкономить пространство.

А если вы купите iPhone SE, то вы встретитесь с другим примером такого подхода: на лицевой стороне устройства есть одна-единственная кнопка — под экраном — которая делает… ВСЁ! Если нажать на неё один раз, то это будет действие «назад», если удержать — включится Сири, если нажать дважды — откроется многозадачность, а если тапнуть два раза, то экран съедет вниз (хотя это, вроде, работает только на «плюс» моделях), если же нажать два раза с выключенным экраном, то включается функция бесконтактной оплаты. И всё это — одной кнопкой. Как во всём этом разобраться? — Надо посмотреть видео «15 лайфхаков iOS» и просто всё это выучить. Если сравнить это с тремя экранными кнопками в Андроид, по одному виду которых можно догадаться, что они делают, то будет ясно, что Андроид таки более интуитивно понятный.

Чувак разобрался, как стать президентом США, но не разобрался, как пользоваться многозадачностью в iPhone

А что с Мак ОС? — Те же проблемы. Как-то я вспомнил, что видел в какой-то презентации фичу Night Light, которая делает картинку экрана более тёплой, чтобы беречь мой сон и я даже помнил, что включается она где-то в боковой панели. Открыв панель, я увидел, что она пуста, понажимав на все кнопки, я её так и не нашёл. Пришлось идти в Гугл, и оказалось, что переключатель таки находится в панели, просто эту панель надо проскроллить вверх. Проскроллить вверх! Это то действие, которое я не встречал раньше никогда, и, как оказалось, даже в Мак ОС нигде больше такой паттерн не используется (с тех пор я как помешанный скроллил вверх везде, где только мог, в поисках скрытых переключателей, но нигде не увидел ничего подобного). Везде кроме этого места, я использую скролл только в тех случаях, когда контент не влезает в экран, и скроллю я, естественно, вниз, потому что везде контент расставляется сверху вниз, но вот здесь, я даже пустую панель должен скроллить наверх просто так, потому что разработчикам было жалко места на экране. Снова пользователь должен выучить что-то, чтобы сэкономить место. Это как учить хоткеи, только оно экономит не время, а экранное пространство.

И подобный подход используется разработчиками довольно часто. Разобраться во всём самостоятельно — просто нереально. Тут можно сказать, что если таки во всём разобраться и норовиться, то работать будет удобно и просто, но тут мы говорим о понятности и этого интерфейсам Эппл явно не хватает.

Оптимизация?

Легенда гласит, что так как в случае с Эппл и железом и софтом занимается одна компания, то продукт получается максимально оптимизированным, и из каждой железки буквально выжимаются все соки, чтобы получить максимальную производительность. И действительно, железом и софтом занимается сама Эппл, вот только в случае с Маками, толку от этого нет никакого. Так уж вышло.

При включении Мака мы спокойно наблюдаем артефакты рендера изображения. А если включить шифрование диска, то подсветка клавиатуры перестанет работать при первом вводе пароля, и плевать, что это железо создавалось специально для этой ОС — софт для него написан криво. Тачбар периодически отваливается, как будто драйверы для него писал кто-то на стороне, а если поставить на Макбук, например, Windows 10, то в играх мы получим более высокий FPS, несмотря на то, что Windows и Макбук создавались совершенно разными компаниями.

Другая правда об Apple

Эппл оптимизировали железо Макбука… для Windows

Действительно, есть определённые задачи, в которых Мак ОС превосходит на том же железе Windows, было бы странно, если бы Windows была лучше во всём. Например, в определённой программе видеомонтажа, если выбрать определённый видеокодек, рендер готового ролика будет происходить быстрее. И этот самый пример мы видим в каждой заметке о волшебной оптимизации Мак ОС. Но нужно просто понимать, что дело тут не в том, что железо и софт создаются в одном здании, а просто в том, что Мак ОС сама по себе хороша в этом деле. В этом легко убедиться, установив Хакинтош. Все преимущества Мак ОС сохраняются даже при том, что разработчики не планировали, чтобы ОС запускалась на этом железе.

В итоге, никакого волшебства оптимизации нет. В чём-то Мак ОС лучше, в чём-то — хуже, вот и всё. Несовместимостей железа и софта в Макбуках не меньше, чем у некоторых ноутбуков других производителей, где софт пишут одни люди, железо делают другие, а собирают это всё в одну упаковку — третьи.

Консистентность?

Легенда гласит, что в яблочных ОС всё сделано в едином стиле, а вот у конкурентов — нет. Самый частый пример — разный вид контекстного меню в Windows и иконки, которые там порой сохранились ещё с незапамятных времён. И правда, есть такое. Windows значительно изменилась за последние несколько лет и находится в таком вечном переходном периоде. Что-то осталось от Windows 8, что-то от Семёрки, а что-то ещё с XP.

А что же у МакОС? — Да всё то же самое! Но об этом почему-то никто не говорит. Вот скриншот с несколькими приложениями. Найдите два приложения в одном стиле. Задача сложная.

Другая правда об Apple

Ну или вот скриншот одного-единственного приложения — системных настроек:

Другая правда об Apple

Что мы тут видим? Я здесь вижу историю изобразительного искусства от наскальной живописи и до наших дней. Всякий раз сбиваюсь со счёта, когда пытаюсь посчитать, сколько стилей иконок представлено на этом одном экране. Как думаете, в каком году был нарисован этот принтер? Иконки Sidecar и Мониторов находятся по-соседству и на обеих нарисован монитор, но нарисован в совершенно разном стиле! Скевоморфизм с перспективой, упрощённые рисунки без перспективы, схематические изображения и одноцветные пиктограммы, иконки в кружочке, в квадрате, в прямоугольнике или без обрамления — всё это на одном экране. Трудно ли перерисовать иконки для одного приложения? — Нет, не трудно. И Эппл сделала это в Mac OS Big Sur (принтер, правда, оставили), но их перерисовали так же в разных стилях! То есть, задача в консистентности у художников даже не стоит. Так же, как и у иконок приложений. Всё та же Big Sur — теперь у всех иконок есть что-то общее — они все обрамлены в квадрат, но на этом сходства заканчиваются. Просто посмотрите на эти иконки:

Другая правда об Apple

Мы видим четыре записных книжки, но почему в таких разных стилях? Снова, задача о консистентности просто не стоит.

Хороший сервис?

Красивая история: если в вашем Айфоне что-то окажется бракованным, то вам его не починят, а заменят на абсолютно новый! И ведь это правда, но никто не говорит об обратной стороне медали такого подхода. Эппл полностью меняет девайсы по одной простой причине: они не умеют их чинить. Из года в год, девайсы Эппл получают очень мало баллов в рейтинге ремонтопригодности iFixit. Что это значит? Во-первых, если у вас случится гарантийный случай, Эппл не будет возиться с ремонтом девайса, а просто подарит вам новый (взамен старого). А во-вторых, если вы сами сломаете свой девайс (разобьёте экран, например), то Эппл не будет возиться с ремонтом девайса и предложит вам купить новый по трейд-ин (сдаём старый девайс, платим 70% стоимости нового, получаем новый). То есть, починить разбитый экран в Айпаде на 128 гигабайт, выходит сильно дороже, чем в Айпаде на 32 гигабайта. Вот такие чудеса. А ещё при таком «ремонте», кроме мощной потери денег, вы ещё и гравировку потеряете, которую добрая Эппл, вроде как, давала вам бесплатно. Это работает для России, в других странах, возможно, ситуация обстоит лучше.

А что с поддержкой по софту? Тоже так себе. Вот скриншот переписки с официальным твиттером поддержки Эппл:

Другая правда об Apple

Картина прекрасная — сначала для починки бага предлагается сбросить какой-то SMC, сделать бэкап и обновиться, а потом вдруг оказывается, что это не баг, а фича. Классика. Но в итоге мне таки сказали, как зарепортить баг — вот этот сервис: https://www.apple.com/feedback/ Туда надо просто отправить репорт и… ничего. Даже отбивки на почту типа «ваше письмо дошло, спасибо» никакой не будет. Отзыв уходит просто в пустоту. Нет никакого ощущения, что мой отзыв хоть кому-то нужен, желание писать больше отзывов как-то пропадает.

Стабильность?

Ещё одна легенда гласит, что устройства от Эппл не сбоят и не глючат. Это уже ложь в прямом виде. Кто-то говорит, что за много лет не видел ни одного сбоя, но такое возможно только если устройство не включать вообще. Дома у меня есть Макбук, на котором я работаю, Айфон и Айпад у жены (она рисует) и ещё наушники ЭирПодс. Так вот, глюков разной степени я насмотрелся вдоволь. Иногда Макбук не включает свой экран, если подключить внешний монитор, иногда он просто зависает при попытке проснуться (при открытии крышки), наушники подключаются к планшету через раз (в настройках написано «подключено», но звук всё равно идёт из динамиков), а как-то раз, Айфон жены после обновления по воздуху просто перестал включаться. Окирпичился сам собой, без подключения к компьютеру, без каких-то манипуляций — полная автоматика. Все данные были потеряны (благо всё важное было забекаплено). Кстати, восстановить его с Макбука не получилось. Новая система сопряжения без Айтюнса по кругу скачивала обновление и скидывала всё, когда телефон отключался, а отключался он постоянно, ибо он кирпич. В общем, подключили к Винде, накатили прошивку через Айтюнс и норм.

Другая правда об Apple

Все видели это окно, но не все в этом признаются

И ведь у всех, с кем я общался, глюки случаются, но они всегда считают, что проблема не в Эппл, а в них самих. Постоянная мантра: «В интернете никто на это не жалуется, скорее всего, это косяк чисто моего экземпляра». И это замкнутый круг какой-то, потому что эти люди тоже не пишут о косяках в интернете. Пора признать: Маки и Айфоны глючат и виснут ничуть не меньше, чем Винда и Андроид. Пора начать это признавать и не стесняться об этом говорить.

Итого

Так значит, устройства Эппл — говно какое-то? — Ни в коем случае! Mac OS и iOS — это отличные операционные системы со своими преимуществами, Айфоны, Айпады и Маки — отличные железки, одни из лучших в своих классах! Цель этой статьи — снять нимб с этих устройств и показать, что они самые обыкновенные. Хорошие, но обыкновенные. Те же яйца, только в профиль. Просто когда увидите где-то оды этим устройствам, смело делите все восхваления на три — не ошибётесь, и учитывайте, что многие просто скрывают от своей аудитории косяки этих продуктов (возможно потому, что они сами за большие деньги купили себе эти устройства и теперь убеждают себя в том, что они не имеют недостатков). Но даже если все оды поделить на три, устройства всё равно останутся хорошими. Всё равно Эппл является компанией, рождающей великие идеи (бесконтактные платежи, TWS наушники, тачпад с тактильной отдачей и т.д.), всё равно их продукты лучшие в определённых кейсах (свою жену я рисовать на Андроиде не посажу), всё равно их продукты красиво выглядят и крайне приятны тактильно. Просто не ждите от этих продуктов чуда. Это не «другой уровень», это не «иной опыт», это не «лучший интерфейс». Нет, всё ровно такое же, как в Винде, как в Андроиде, но немного по-другому. Где-то лучше, где-то — хуже.

Я в своё время насмотрелся этих обзоров и всякий раз, когда я взаимодействовал с продукцией Эппл, я сильно разочаровывался. Я вскрикивал: «И где ваш хвалёный другой уровень!?». Не совершайте моих ошибок — не сотворите себе кумира. Трезво понимайте, что эти продукты делаются такими же людьми, как и все остальные продукты. Любите все гаджеты и трезво оценивайте информацию.

И в заключение про искусство именования. Мой диалог с КАЖДЫМ сервисным центром Эппл:

— Здравствуйте, а вы ремонтируете экраны iPad?

— А у вас какой iPad — Air или Pro?

— У меня тот iPad, который iPad.

— Может, iPad Mini?

— У меня iPad!

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость
Последние новости